Если есть возможность сократить издержки, надо действовать. Заключая договор о техобслуживании холодильного оборудования, еще раз подумайте, где можно сэкономить и чего требовать от сервисных компаний.
Если речь идет о сервисе, мелочей здесь быть не может. Компания-ремонтник обычно настаивает на назначении клиентом ответственного лица, которое будет отвечать за работоспособность ТХО. Это делается для того, чтобы в сервисную службу звонил определенный человек, поскольку в аварийной ситуации некомпетентные лица могут поднять тревогу даже при незначительных сбоях в программе, с которыми по силам справиться самостоятельно. Разумеется, для него проводится инструктаж по навыкам работы с оборудованием. Очень важно, если по телефону работники сервиса получают наиболее полную информацию о характере сбоя или повреждения и, соответственно, могут определить, какие инструменты и запчасти им нужно взять с собой. Определенный перечень запчастей, конечно, всегда присутствует в багажнике автомобиля бригады. Однако деталей, которые могут выйти из строя, очень много, каждый раз не угадаешь, что именно понадобится.
Важным требованием к сервисной компании является скорость реагирования. Хорошо, если фирма, ответственная за ТО, работает круглосуточно. В случае серьезного сбоя в работе низкотемпературного оборудования минимальное время реагирования специалистов по ремонту зависит от условий договора и может составлять от 3 до 8 часов. Одним из условий работы с пользователями, как правило, является работа сервисной бригады в ночное время, когда у погрузочных рамп предприятия или склада нагрузка поменьше.
Профилактика хладоагрегатов, компрессорных станций и теплообменных систем включает целый комплекс операций, каждая из которых выполняется с определенной периодичностью (самое частое – раз в месяц). Специалисты проверяют соответствие давления и температуры всасывания и нагнетания холодильного агрегата расчетным значениям. Например, следят, чтобы компрессор не «заливало», так как это может привести к его поломке. Перепад давления в масляном насосе сигнализирует о том, что компрессор может выйти из строя. Трубопроводы проверяют на отсутствие повышенной вибрации, появление мест выраженной коррозии и качество теплоизоляции. Кроме этого отслеживается, в каком состоянии находятся испарители: их загрязнение приводит к ухудшению теплообмена или обмерзанию.
Конечно, самый большой объем работы у сервисных компаний приходится на жаркое летнее время, когда число аварийных вызовов возрастает в 1,5-2 раза. Однако не во всех случаях сервисная помощь одинаково эффективна. Эксперты полагают, что наиболее проблемные ситуации связаны с инжиниринговыми или проектировочными просчетами: экономией на мощности компрессора или неполной комплектацией холодильной системы. Довольно часто жалобы на то, что агрегаты не обеспечивает требуемый температурный режим, бывают связаны с низким качеством холодильной техники либо ее износом.
В слежении
Современный общеевропейский подход к более эффективному управлению системами холодоснабжения состоит в использовании систем мониторинга. В России такого рода оборудование пока еще применяется мало, главным образом по причине сравнительно высокой стоимости. При этом в ближайшие годы специалисты все же прогнозируют увеличение интереса владельцев предприятий к системам мониторинга, которые позволяют избежать огромных финансовых и репутационных потерь.
Специалисты обращают внимание на то, что установку системы мониторинга необходимо предусмотреть еще на этапе проектирования объекта. Это позволит провести ряд подготовительных работ и снизить расходы на внедрение системы мониторинга, которая может иметь 3 варианта исполнения. Так, например, вариант, предполагающий только мониторинг, может быть установлен как при монтаже нового, так и на уже работающем холодильном оборудовании. Это электронный блок, собирающий и обрабатывающий информацию от ряда датчиков и при необходимости издающий тревожные сигналы. Для осуществления дистанционного мониторинга и управления холодильным оборудованием необходима установка специальных контроллеров. Они дают возможность корректировки параметров оборудования из офиса сервисной службы и аварийного управления при возникновении неисправности. В начале рабочего дня сотрудник техцентра запускает систему дозвона и видит на экране компьютера список всех аварий, которые произошли на предприятиях, где работают установки. Далее его задачей является определить, требуется ли выезд на объект или ошибку можно исправить дистанционно. В последнее время все чаще для мониторинга применяется выделенная интернет-линия. Еще один вариант получения информации с объектов – SMS-сообщения на мобильный телефон.
Контроллеры могут также совмещаться с электронными расширительными вентилями, что позволяет максимально оптимизировать работу холодильного оборудования. Зарубежная практика применения систем удаленного мониторинга и управления холодильным оборудованием доказывает, что снижаются не только затраты на сервисное обслуживание и ремонт холодильного оборудования, но и расходы на электроэнергию (по разным оценкам, до 30%).
Если все-таки сломалось
Если монтаж холодильного оборудования выполнен с нарушением технологических нормативов, да еще силами не слишком опытных работников, на начальном этапе эксплуатации данного оборудования возможны отказы в работе холодильных машин, утечка хладагента, засорение фильтров и сеточек терморегулирующих вентилей и пр. На этапе установки холодильного оборудования настоятельно рекомендуется протестировать оборудование в работе с загруженной продукцией. Перед началом работы агрегатов персонал должен пройти инструктаж по правилам эксплуатации оборудования. После его установки за системой нужно продолжать наблюдать. Некоторые погрешности монтажа проявятся сами, и тогда можно тут же устранить недоработки.
Множество крупных неисправностей на холодильных системах можно предупредить в процессе планового ТО. Одним из важнейших профилактических мероприятий является надзор за качеством смазки в компрессорах, а также за ее распределением в системе. Периодически проводится отбор масла на анализ из картера компрессора (маслоотделителя). Это дает возможность вовремя выявить потерю маслом своих эксплуатационных свойств и своевременной заменой масла предотвратить износ, а порою и выход из строя компрессоров. Необходим постоянный контроль за системой оттаивания. Вовремя замененные неисправные тэны не допустят обмерзания теплообменной поверхности воздухоохладителей до состояния, когда будет возможен залив компрессоров жидким хладагентом. Регулярная очистка теплообменной поверхности конденсаторов (как упоминалось выше), сливных магистралей, воздухоохладителей также является предупреждающим действием против разного рода неисправностей. Проверка правильного функционирования элементов автоматики, блоков управления, датчиков позволяет вовремя выявить и устранить слабые места в работе системы управления.
Перед подписанием бумаг
Эксперты утверждают, что проблем будет значительно меньше, если задуматься о сервисном обслуживании «холода» еще на этапе его приобретения. В случае отсутствия собственной ремонтной бригады имеет смысл заключать договора на сервисное обслуживание непосредственно с продавцом техники, поскольку, работая с оборудованием конкретной марки какое-то время, он хорошо знает его недостатки. Другой момент – наличие на складе необходимых запчастей, а значит, и возможность быстро решить возникшую проблему.
Договор по данному виду услуг чаще всего заключается сроком на 1 год. Стоимость контракта определяется во всех компаниях по-разному. Часто работает следующая схема: рассчитывается 0,4–1% от стоимости единицы оборудования в месяц. Разумеется, что если на сервисное обслуживание ставится подержанное оборудование, это может обойтись в несколько раз дороже: специалисты неохотно берутся за профилактику такого «холода». Обычно договор на техобслуживание включает ежемесячную профилактику и работу мастеров по устранению возникших неполадок. Правда, имеют место и более гибкие формы отношений с клиентом.
Всего существует несколько типов договоров:
- разовое обслуживание подразумевает на протяжении оговоренного срока жестко фиксированную цену за выезд техника и проведение диагностики;
- можно заключить контракт, по которому раз в квартал будет проводиться технический осмотр оборудования клиента;
- более дорогой вариант включает помимо планового технического осмотра услуги по мелкому ремонту;
- расширенное техническое обслуживание с заменой небольших узлов и на полное техническое обслуживание со стоимостью расходных материалов.
Стоимость договора на сервисное обслуживание торгового объекта зависит от целого ряда факторов: формы договора, территориальной удаленности предприятия, объема площадей «холодного хранения», степени износа оборудования. В случае абонентского обслуживания фиксированная ставка включает стоимость ежемесячных профилактических работ и выезд по аварийным вызовам. При большом количестве установленной техники в хорошем состоянии цены на сервис снижаются. Запчасти и расходные материалы, понятное дело, оплачиваются отдельно.
Предприятию, выбирающему сервисную службу, специалисты советуют поинтересоваться сроком присутствия последней на рынке. Доверять рекомендуют тем компаниям, которые успешно работают не менее 5 лет. Стоит также обращаться в те фирмы, где прежде всего есть обученный персонал – люди, которые работают с техникой, ее инсталляцией, и хорошо знают особенности оборудования. В добросовестных компаниях, оказывающих сервисные услуги, с персоналом проводятся семинарские занятия, на которых представители компаний-производителей дают инструктаж по сервису ТХО. Это происходит всякий раз, когда выпускаются новые детали и технологические узлы, не говоря уже о полном обновлении линеек. Настоящие профессионалы также могут совершенно бесплатно дать рекомендации по устранению незначительных неисправностей по телефону.
Владимир ГАЛКИН ("Продиндустрия", январь-февраль 2011 г.)