Основы вендинг-бизнеса

Вендинг — это продажа товаров и услуг посредством автоматов. К данному бизнесу можо отнести платежные терминалы, автоматы по продаже штучных товаров: компакт-диски, бахилы, средства гигиены, чистка обуви, автоматы для продажи штучных пищевых товаров, прохладительных напитков, бутербродов, снеков; автоматы для приготовления и реализации горячих и холодных напитков.

Ключевыми факторами успеха в вендинговом бизнесе для оператора являются:

  • скорость установки и число установленных автоматов на выгодных местах;
  • возможность получения финансирования под залог автоматов;
  • надежность аппарата.

Бизнес вендинг — близок к монополии которая создается на месте продажи. Ведь если вендинг-оператор поставил свой автомат на какое-либо место, то его конкуренту уже экономически невыгодно ставить автомат рядом. Но если же конкурент все-таки поставил свой автомат рядом, то в результате ни тот ни другой оператор могут не получить достаточной прибыли для покрытия операционных расходов. Оператор как бы захватывает точку продаж.

На начальном этапе развития рынка происходит раздел мест размещения вендинговых аппаратов. Выбить конкурента из захваченного им места впоследствии будет практически невозможно. Поэтому выиграют те операторы, которые смогут быстрее других занять как можно большую территорию. А для быстрого захвата рынка требуются большие начальные капитальные инвестиции в закупку вендинговых автоматов.

Операционная деятельность вендинг-оператора хорошо поддается оптимизации. Такие «ключи» как имидж, реклама, корпоративная культура не играют для него решающей роли. Ну а ключевые операционные показатели, такие как доход на один автомат, операционные расходы на один торговый автомат, потери на ремонт, легко поддаются мониторингу и управлению.

Если торговый автомат не приносит достаточно дохода, то его можно легко переставить в другое место, где больше трафик людей, если операционные расходы на один автомат увеличились, можно оптимизировать график обслуживания и маршруты движения техника.

Вендинг-операторы сегментируют рынок по местам установки торговых автоматов, а не по характеристикам покупателей. При грамотной организации бизнеса, предлагаемые через торговые автоматы товары хорошо известны покупателю, являются раскрученными брендами и не требуют маркетинговых действий со стороны оператора.

Структура продаж оператора определяется типами автоматов, которые он установил. На сегодняшний день большинство вендинг- операторов устанавливают торговые автоматы для приготовления горячих напитков - кофе и чая.

Существуют следующие риски бизнеса вендинг-операторов:

  • вандализм;
  • изменение законодательного регулирования;
  • изменение условий установки автоматов.

Риск изменения условий установки автоматов особенно высок, если оператор имеет дело с крупным арендодателем мест. В этом случае он может столкнуться с необходимостью перемещением большого парка автоматов на новые места размещения, что приведет к существенным финансовым потерям.

Советы по ведению вендингового бизнеса:

  1. Правильный выбор места установки автомата влияет на выручку.

    Мировой опыт вендинг-бизнеса показывает, что наилучшими местами для установки автоматов являются места не только (и не столько) с большой проходимостью, но и те места, где народ «сидит и ждет», например: нотариальная контора, МРЭО ГИБДД, детские спортивные и учебные центры, пункты приема платежей и т. д.

  2. Cвоевременное сервисное обслуживание.

    Как любой механизм, торговый аппарат может сломаться. Заранее договоритесь с кем-нибудь из постоянных сотрудников ( например охрана) места установки автомата о том, чтобы в случае поломки аппарата, вам звонили и сообщали об этом. Или установите систему удаленного контроля торговых автоматов. В этом случае вы не только будете знать о возникшей неисправности, но и сможете оперативно отреагировать на окончание запасов в автомате.

  3. Важен не только внешний вид автомата, но и качество напитков.

    Торговые автоматы выпускаются внешне привлекательными, но они еще более заметны, когда это большие аппараты и когда они выдают очень вкусные напитки. Автомат, в котором жидкий кофе и непонятная жидкость вместо шоколада, теряет свою притягательность. Следите за наличием всех ингредиентов. Не экономьте на качестве кофе и остальных продуктов. Регулярно проверяйте качество напитков в тестовом режиме. Следите за количеством грамм продукта в напитке.

  4. Содержать автомат чистым.

    Чистый и опрятный вид автомата и приятный запах кофе в помещении привлекает покупателей. Грязный или пыльный торговый автомат, невзрачная панель выбора, скудный ассортимент также вызывает у покупателей отторжение. Следите за чистотой!  Грязный лоток, мусор вокруг торгового автомата, валяющиеся стаканчики — эти мелочи влияют на привлекательность покупки. Если это может и не оттолкнуть детей, то уж взрослые будут против такой покупки однозначно. Не забывайте поставить контейнер для мусора и менять в нем мусорные мешки. Договоритесь с обслуживающим персоналом об уборке около автомата.

  5. Внешнее окружение автомата.

    Автомат должен быть не только идеален внешне, но ещё и находиться в приятной обстановке. Если торговый автомат находится рядом с местом отдыха, где стоят диванчики и установлен телевизор, то покупательский спрос стремительно растет во время отдыха и «перекуров». Таким образом, грамотно используя весь набор рекомендаций, основанных на многолетнем опыте и наработках вединг-операторов, возможно не только поддерживать, но и неуклонно повышать объём продаж.

С чего начинать свой вендинг бизнес?

Умный предприниматель начнёт свой вендинг бизнес, прежде всего, с создания бизнес-плана, с чётких расчетов и выбора удобного месторасположения автоматов. В расчёты входят стоимость общих расходов: цена самого аппарата; доставка аппарата; установка монето-, купюроприёмников, а также системы по работе с карточками (чем больше доступных функций у автомата, тем выше его доход); оплата аренды торгового места; подключение и оплаты воды, установка фильтров для воды, оплата экспертизы СЭС, оформление предпринимательства в налоговой инспекции и выплата налогов, ингредиенты для вендинга (например, для продажи горячего кофе – сам кофе и одноразовая посуда), зарплата инженеру, обслуживающему автоматы, расходы на бензин и амортизацию транспорта для обслуживания вендинг - автоматов.

Доходы должны значительно превышать графу расходов. Поэтому ежедневная выручка одного автомата должна составлять не менее 600 рублей в день. Это в поштучном переводе выходит более 50 стаканов кофе. Для того чтобы добиться такого оборота следует правильно выбрать место установки аппаратов.

О чем необходимо знать начиная вендинговый бизнес:

Во-первых, необходимо учитывать на кого ориентирован тот или иной продукт, кто будет чаще пользоваться данным аппаратом: к примеру, автоматизированная система более подойдет молодым и энергичным, тем, кто имеет начальное представление об использовании аппарата. От этого и будет зависеть выбор места для расположения вендинг-машины.

Во-вторых, чтобы машина приносила доход не достаточно найти для нее подходящее место. Важно помнить, что внешний вид играет не последнюю роль. Следует уделить внимание яркости аппарата, его привлекательности, размерам и т.д.

В-третьих, целесообразно сочетать в машине несколько различных продуктов (лучше, если это будут напитки и закуски), так и покупателей будет больше, и вопросы с экономическими нюансами будет легче разрешить.

В-четвертых, нужно определиться с выбором машины. На сегодняшний день представлено множество торговых аппаратов, различающихся в цене, качестве. Основным моментом при выборе является акцент на возможности машины.

В-пятых, следует грамотно подойти к выбору персонала: в данной работе важны ответственность и аккуратность.

В-шестых, качество превыше всего. Не стоит экономить на продукции.

В-седьмых, аппарат должен находиться под контролем, для того чтобы не допустить простоя, если вдруг товары закончатся.

В-восьмых, желательно вести постоянный учет наиболее «ходового» товара, чтобы впоследствии получать дополнительную прибыль.

И в заключении следует отметить, что для получения оправданной прибыли одного автомата недостаточно. Лишь в сочетании с грамотными инструкциями и достаточными знаниями о вендинге успех будет обеспечен.